МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал)
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического университета)

сайт группы ДИС-2000 ЭПИ МИСиС / dis00.narod.ru
dis00.narod.ru

Вы можете скачать этот реферат в zip-формате (22 kb), а также найти другие работы в разделе халява на нашем сайте.

Реферат по Философии

"Общество и личность: свобода, ценности"

г.Электросталь, 2001 г.


Содержание.

I. Введение.

II. Основная часть.

2.1 Общество

2.2 Личность

2.3 Личность и индивид.

2.4 Развитие личности

2.5 Ценности

2.6 Ценностные ориентации. Виды ценностей.

2.7 Свобода.

2.8 Свобода и ответственность.

III. Заключение.

IV. Список используемой литературы.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Живут на свете разные люди. Они разрозненны, разъединены. Но сознание подсказывает им: надо жить вместе. Что-то побуждает людей действовать сообща. Может быть животный инстинкт, выработанные формы культуры или совместный труд?

Сила общественного целого огромна. Но ведь именно человек, отдельная личность составляет её величие. А, что же тогда есть личность? И что представляет собой некая особая личностная уникальность?

Принято считать, что "человеческое общество-это богатое многообразие индивидуализированных человеческих существ"1. Стало быть индивидуальность играет здесь немаловажную роль. Ведь несложно представить, каким было бы общество, если бы все люди в нём оказались с одинаковыми лицами, мыслями, чувствами, способностями….

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в понимании функционирования и развития общества.

На эти и некоторые другие вопросы я попытаюсь ответить в своём реферате.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Общество

Что побуждает людей объединяться?

В истории социальной философии ответов на этот вопрос множество. Например, Аристотель полагал, что общество создано для удовлетворения "социальных потребностей". По поводу причин возникновения, путей развития и будущего общества философы высказывали самые разные суждения.

Общество. Чему только его не уподобляли. Так, Сенека считал, что наше общество подобно каменному своду. Он рухнул бы, если бы камни не препятствовали друг другу падать, и этим он держится.

Интересная концепция Ж. Робине, который считал, что общества подобно живым организмам, переживают кризисы, моменты безумия, революции, изменения форм своей жизни. Они рождаются, растут, умирают, переходят от здоровья к болезни, от болезни к здоровью. Наконец, как и все существа человеческого рода, они проходят стадии детства, юности, зрелого возраста и смерти.

Человеческое общество-это высшая ступень организации живых существ. Для личности общество выступает как совокупность всех социальных условий её жизни. Однако, личность не растворяется в обществе; напротив-сохраняя неповторимую самостоятельную индивидуальность, каждая личность вносит свой вклад в жизнь общественного целого.

2.2. Личность.

Само слово появилось в Западной Европе не ранее XVII в. В России этот термин ввёл Н.М. Карамзин.

Поздняя античность называла человек личностью с целью подчеркнуть, что он не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. В чём же это выражается?

Личность связана прежде всего с социальностью, с обществом. Однако, совершенно очевидно, её богатство шире, чем культура данной эпохи. По мнению В.С. Соловьёва "личность неисчерпаема". Но, в то же самое время, если отобрать у личности её общественное, то останется животная особь. Следовательно, социальность, есть одно из определений личности. Однако, социальность личности выходит за пределы конкретного общественного организма.

Как особое, социальное существо личность характеризуется внутренним миром. Именно наличием внутреннего мира люди отличаются от животных и машин, от всех объектов Вселенной.

Чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимоотношению с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится её внутренний мир, и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между ней и окружающей средой.2

Итак, в рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуализировано.

2.3. Личность и индивид.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид - это всегда "один из многих", и он всегда безличен. В этом смысле понятия "индивид" и "личность" являются противоположными как по объёму, так и по содержанию. В понятии "индивид" не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объёму в такой же степени богато, ведь каждый человек-индивид. В понятии индивида не выделяются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются, а в понятие личность обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида.

Под личностью понимается, прежде всего, индивидуальность человека, причем, не биологическая, а социальная. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств (совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность). Социальная индивидуальность человека не вырастает, конечно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Ведь человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому "личность как социальная индивидуальность-это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов, стоящих за ней".3

Когда человек рождается, он осознает себя индивидом. Он может сказать себе "Я". Но означает ли это, что сформировалась личность? Нет, Я-это изначальная данность. Личность же, по мнению Н. А. Бердяева,-это заданность, она складывается, развивается, обогащается, становится собою, и тем личность существенно отличается от индивида.

Человек может иметь яркую индивидуальность и не быть при этом личностью. Личность имеет бессознательную основу, но полагает обостренное самосознание, сознание единства в изменениях.4

2.4. Развитие личности.

С момента своего появления на свет ребёнок является человеком и индивидом, но он ещё не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное-социального созревания, социализации. А. Н. Леонтьев точно заметил, что "личностью не родятся, личностью становятся".

Личность-субъект исторического процесса, общественного поведения, общения, познания, труда и творчества. Она развивается самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Её развитие-это прежде всего совершенствование её способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведёт за собой её психическое совершенствование. Но и изменения её психики оказывает сильнейшее влияние на её социальное развитие. 5

Интеллектуальная зрелость личности-это прежде всего её гражданская зрелость, т.е. это устойчивость убеждений, интересов и склонностей человека, связанных с судьбами других людей и общества. Установки, мнения, взгляды ближайшего социального окружения интеллектуально зрелый человек преобразует в свою индивидуальную форму. 6

Эмоциональная зрелость личности отчетливее всего обнаруживается в реальном отношении индивида к действительности, в её способности к самоконтролю, в устойчивости чувств, способности успешно переносить неудачи и невзгоды.

Социальная зрелость предполагает доброжелательность по отношению к другим людям, выработку собственной линии поведения и в то же время способность жить и работать в коллективе.

Развитие личности включает в себя раз важных переходов, таких как:

зависимое положение ребенка . . . самостоятельность

подчиненное положение в семье . . . равенство

беспечность . . . понимание своей ответственности

неглубокая временная перспектива . . . масштаб лет и десятилетий

импульсивные поступки . . . поведение, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами.

Необходимый элемент становления личности-её нравственное созревание, формирование основных понятий, таких как: долг, ценности, правила, свобода, справедливость, уважение.

Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Личность возвышается над своей природной основой и даже преодолевает её, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологической смерти. 7

"Важнейшим условием адекватности функционирования личности и сохранения вектора её развития является её изменяемость в ситуациях жизненных перемен. В этом и заключается удивительный парадокс изменяемости развивающейся личности, которая при всех изменениях сохраняет своё постоянство" 8. Значит, чтобы оставаться самим собой, человек должен постоянно изменять самого себя.

Личность-это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своём формировании, в своих устремлениях,-это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле, и его поступки в деталях запрограммированы так, что не остается места свободе выбора и действий.

Понятно, что общество не может безразлично относиться к развитию личности, и поэтому оно на каждой ступени своего собственного развития задает формирующейся личности общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяя значение тех или иных аспектов жизни и форсируя усвоение индивидами определенных ценностей.9 Оно также даёт знать, какие эмоции, в каких ситуациях ценятся или же одобряются, какие нормы и правила поведения оно поддерживает.

2.5. Ценности.

Ценность-есть личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта.

Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают Добро, Истина и Красота. См. таб.1. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности.
Сфера жизни человека Главная ценность
Практическая жизнь Добро
Чувственно-эстетическая жизнь Красота
Научная деятельность Истина

Табл. 1. Основные ценности


Примечание. Ценность-это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.

Главная эстетическая ценность - красота, прекрасное, возвышенное. Действительно, ведь человек стремится не к безобразному и низменному, а к прекрасному, возвышенному.

Подобно тому, как в человеке ум, сердце и воля образуют единство, так едины истина, красота и добро 10. В совокупности (и по отдельности) они выражают отличительные признаки истинно человеческого в человеке.

2.6. Ценностные ориентации. Виды ценностей.

Ценностное отношение человека к миру и себе приводят к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и к миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве.

Человек сам определяет, что для него свято. Ценности придают смысл человеческой жизни. Но непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. 11

Виды ценностей.

По содержанию: экономические, политические, социальные, духовные

По субъекту: Объективно-личностные формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида. Надындивидуальные являются результатом развития общества и культуры (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие)

По их роли в жизни человека и человечества: утилитарные, духовные

2.7. Свобода. Libertas.

Многие мудрецы разных эпох размышляли о человеческой свободе. В понимании того, что есть свобода и как возможно её достижение, сразу же появляются расхождения. "Быть может, самые глубокие противоречия между людьми,-полагал К.Ясперс,-обусловлены их пониманием свободы"

Свобода как предмет научного познания не существует. Поэтому свободу нельзя определить твёрдо установленным понятием12. Но почти все, к чему стремятся люди, совершается во имя свободы. Что же это такое?

Существует ряд подходов к проблеме свободы личности - философский, религиозный, политический и др., а в рамках каждого из них имеются направления (фаталистическое, индетерминистское и диалектическое).

Фатализм фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он ставит человека в полную зависимость от природной или социальной необходимости.

В противоположность фаталистическому пониманию детерминизма существует индетерминистская концепция, абсолютизирующая свободу воли человека в обществе и господство случайностей в природной и социальной реальности.13

В своё время Екатерина Великая говорила: "Свобода-это когда никто меня не может заставить делать то, чего я не хочу". В действительности свобода личности есть понятие многоплановое, многогранное.

свобода личности
Экономическая Политическая Духовная Гносеологическая
свобода принятия экономических решений, свобода экономического действия. (индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, в какой отрасли он проявит свою активность.) такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. (современное цивилизованное общество немыслимо без всеобщего равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства.) свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды, свобода исповедовать любую религию, либо быть атеистом. способность человека всё более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

2.8. Свобода и ответственность.

Если брать более высокий аспект проблемы, то свобода всегда связана с необходимостью и возможностью. Люди невольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения.

Свобода-атрибут личности. Но свобода без ответственности-это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным. И чем значительнее и выше личность, тем выше и ответственность её перед собой и перед людьми.

Свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид не Робинзон: он живёт в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть соотнесена со свободой других индивидов. Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы. Так, в Декларации Организации Объединённых Наций о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Относительный характер свободы находит своё отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы даёт человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами. 14

Ущемляя чужую свободу, человек сам рискует оказаться "в зоне дефицита свободы".15

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: "Обвиняемый виновен, так как свобода одного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека".

Так что в обществе всегда надо согласовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества.

Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна16 .

Свобода личности составляет единый комплекс с правами членов общества. Нельзя отрывать политико-юридические права-свободу совести, убеждений и пр. от прав социально-экономических-на труд, на отдых, бесплатное образование, медицинскую помощь и.п.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав всё вышенаписанное, можно сделать вывод, что социальная сфера оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. И всё же понятия личность и общество всегда пересекаются, т.к. личность-это общественно развитый человек, между обществом и личностью существует неразрывная связь. Но немалая роль в становлении, формировании, реализации личности отводится и внутреннему, духовному миру человека.

Личность характеризуют, прежде всего, поступки человека. И если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках. Полная свобода, подобно абсолютной истине, никогда не достигаются. Истина вместе со свободой всегда находятся в пути. Всякая личность должна сопоставлять "свою свободу" с ответственность, необходимость и обязательствами перед обществом в целом и отдельными индивидами.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Основы философии: Учебное пособие для вузов /Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов.- М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.-320 с.
  2. Миронов В. В. Философия. Учебник.-М.: "ПРОСПЕКТ",1998.-240 с.
  3. Гуревич П. С. Современный гуманитарный словарь-справочник.-М.: Олимп, ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999.-528 с.
  4. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп.-М: Издательско-книготорговый дом "Логос", 2001.-344с.
  5. Социальная философия: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко.-М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.-240с.
  6. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей вузов. 3-е изд.-Волгоград: Комитет по печати, 1996.-352с.
  7. Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов.-М.: Политиздат,1988.-592 с.
  8. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьев Г. С. и др. -М.: Политиздат, 1989.-639 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Издательство "Питер", 1999.-720 с.: ил.
  10. Словарь иностранных слов.-18-е изд.-М.: Рус. яз.,1989.-624 с.
  11. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов/ Под ред. С. Е. Пономарёвой-Издат-во "Феникс"., 1997.-448 с.
  12. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова.-6-е изд.-М.: "Политиздат"., 1991.-560 с.
  13. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "Энциклопедия", 1994.-576 с.
  14. Словарь-справочник "Человек и общество" - Ростов-на-Дону: Издат-во "Феникс", 1996.-544 с.
  15. Р. Соколова ж. Свободная мысль, №1, янв., 1994.-М: издат-во "Пресса".




Ссылки

  1. Введение в философию, ч.2.-М., 250 с.
  2. Основы философии /Под ред. Е.В. Попова-М.,205 с.
  3. Социальная философия/ под ред. проф. В.Н.Лавриненко-М., 211с.
  4. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник.-М, 206
  5. Основы философии /Под ред. Е.В. Попова-М.,212 с.
  6. Основы философии /Под ред. Е.В. Попова-М.,212 с.
  7. Социальная философия/ под ред. проф. В.Н.Лавриненко-М., 213с.
  8. Основы философии /Под ред. Е.В. Попова-М.,207 с.
  9. Основы философии /Под ред. Е.В. Попова-М., 215 с.
  10. Канке В.А. Философия.-М. 121с.
  11. Канке В.А. Философия.-М. 193с.
  12. К.Ясперс Истоки истории и её цель. Вып. 2. М., 1991, стр 23, 26, 30.
  13. Миронов В.В. Философия.-М, 202с.
  14. Крапивинский С.Э. Социальная философия.-Волгоград, 1996, 254с.
  15. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник.-М, 486с.
  16. Миронов В.В. Философия.-М, 203с.
Hosted by uCoz